«Светоносный», иначе «Люцифер».
«Светоносный», иначе «Люцифер». Массовая культура Западного мира уверяет нас, что именно так называют дьявола…
В 2014 году из этого выросла даже абсолютно искусственная для православной страны паника, когда в Перми родители пожелали так назвать своего ребёнка. Если они и вправду имели в виду дьявола, то тогда бедному малышу очень не повезло с ближайшими родственниками…
Но в православной традиции нечистого так не называют, именуя обычно двумя именами: «Дьявол» — «клеветник» или «Сатана» — «противник». Не называют даже Денницей, потому что, строго говоря, это имя ангела, который ещё не пал.
Итак, демона Люцифера в православной традиции нет, а вот святой с таким именем присутствует.
1. Знакомьтесь: святитель Люцифер Калабрийский, современник и сподвижник святителя Афанасия Великого Александрийского в деле защиты Православия от арианской ереси.
Жил в IV веке в Южной Италии, в те времена и в тех местах имя «Люцифер» было весьма распространённым, как сейчас «Владимир» или «Пётр».
Святитель участвовал в Первом Вселенском соборе, где активно поддержал Афанасия Великого и предложенный им Никейский символ веры с формулировкой «Единосущный».
Позже, во времена наибольшего расцвета арианства он также нашёл в себе мужество активно защищать Православие и даже спорить с императором Констанцием II: в 354 году он, вместе со священником Панкратием и диаконом Иларием, был направлен папой Либерием, в качестве легата к императору с просьбой о созыве Вселенского собора для преодоления арианского спора.
На состоявшемся в 355 году Миланском соборе он защищал Афанасия Александрийского и противостоял арианам так дерзновенно, что по наущению последних император Констанций II даже заключил Люцифера на три дня в своём дворце под домашний арест. Находясь там, Люцифер столь активно спорил с императором, что был изгнан, а затем сослан в Фивы Египетские. Но и из изгнания Люцифер писал императору убеждающие послания.
В 362 году он был возвращён из ссылки, но не примирился с арианами и доживал свои дни, отказываясь от любых контактов с ними.
А ещё перевёрнутый крест апостола Петра, являющийся и доныне символом Франции, а строго говоря — практически все распятые апостолы просили казни вниз головой, не считая себя достойными умереть, как Христос. А ещё перевёрнутая звезда, изображаемая на иконах Преображения, а ещё коза...